Можно ли научить человека быть счастливым

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Счастье-Суть». В этот чудесный день я желаю рассказать Вам о психологии счастливого человека.
___Можно ли научить человека быть счастливым? Решение этого вопроса неочевидно, особенно когда речь идет о взрослых, уже сформировавшихся людях. Утвердительный ответ автора основан на анализе опыта психотерапевтической помощи и курсов психологического тренинга. В последние годы в зарубежной прикладной психологии все шире применяются приемы и методы, заимствованные из области психотерапии. М. Аргайл показывает, что многие методы, используемые для лечения депрессии как клинического нарушения, оказываются эффективными для преодоления депрессивных состояний у психически здоровых людей, улучшения их эмоционального состояния, повышения удовлетворенности жизнью. Правда, речь идет не о терапии глубинного плана, ведущей к расширению сознания и перестройке жизненных (смысловых) ориентации, а об экспериментально более изученном поведенческом тренинге и рационально-эмоциональной терапии.
___Позитивное восприятие окружающего, повышение самооценки, укрепление веры в свои силы, ориентация на реально достижимые жизненные цели, преодоление стереотипов отрицательного самовосприятия, специально продуманное увеличение числа приятных занятий-эти и многие другие меры психокоррекционной работы приносят, как показано в книге, ощутимые результаты. Автор с сожалением отмечает, что за пределами возможностей психологического тренинга остаются такие важные факторы, как работа и досуг. Однако читатель может видеть, что книга содержит материал для конструктивного приложения данных социальной психологии в организации труда и досуга, что, конечно, не укладывается в рамки тренинга, но вполне достижимо в сфере социального регулирования и психологического консультирования.
___В изучении счастья особый интерес представляют сравнительные исследования по различным странам мира. Как видно из книги, возможности широких обобщений невелики, поскольку имеющиеся в распоряжении исследователей исходные данные довольно ограниченны. Сравнение удовлетворенности жизнью в странах с разными социокультурными традициями вообще нуждается в принципиальных оговорках, так как само содержание удовлетворенности, ее основы могут коренным образом различаться. Так, например, в восприятии европейца традиционное японское понимание счастья выглядит довольно неожиданно. Оно предполагает обязательное согласование внешней формы жизни человека со взглядами и оценкой окружающих. Это заметно не совпадает с характерными для западной культуры мотивами личной самореализации как основы счастья (по крайней мере характер самореализации в этих культурах резко различается).
___Глубокие различия могут проявиться и в значимости отдельных факторов счастья. Например, здоровье, которое для англичан и американцев в ряду факторов счастья занимает второе место^после брака, для корейцев оказывается на 19-м месте. Это означает, что в условиях разных культур влияние одного и того же фактора может заметно варьироваться. И само содержание счастья, и картина его причинной обусловленности оказываются теснейшим образом связанными с культурой. Изучение и учет культурных различий — залог понимания не только чужих особенностей, но и чужого счастья, жизненных устремлений представителей других народов. И это важно не только для международных контактов, но и для глубокого взаимопонимания, подлинно человечного межнационального общения внутри многонационального государства.
___Более того, следует обратить внимание и на то, что представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа. Понимание особенностей различных социальных групп, их взаимопонимание — одновременно важная научная и острейшая социально-практическая задача. Ее решение, бесспорно, обогатит наши представления о человеческом счастье, расширит его горизонты.
___Книга М. Аргайла важна не только в познавательном отношении, хотя ее с интересом прочтут психологи, социологи, философы, представители многих областей гуманитарного знания. Ее содержание обладает и высокой практической ценностью и может принести ощутимую пользу работникам социально-психологических служб, руководителям и организаторам производства, медикам и психотерапевтам, педагогам, священнослужителям и политическим деятелям — словом, всем, чьи профессиональные и личностные интересы сосредоточены на поисках реальных путей к человеческому счастью.
___Книга убедительно показывает, что счастье не только постигаемо, но и достижимо. Изучать его необходимо как в целях научного познания, так и для улучшения жизни отдельного человека и общества в целом. В исследовании счастья немало трудностей. Не случайно многие выводы и обобщения автора, по сути дела, не столько подводят итоги, сколько намечают пути для дальнейших размышлений и гипотез. Открытыми остаются многие вопросы. Но такова реальность самого феномена счастья, в изучении которого сделаны лишь первые шаги.
___
__________________________________________________________
P.S.
___Уважаемые читатели!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, предостерегая от множества проблем в повседневной жизни и на работе. В знак благодарности, прошу поддержать скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если причинить человеку зло, то оно возвращается очень скоро и значительно страшнее.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Психология счастливого человека. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *