___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Счастье-Суть». В этот чудесный день я желаю рассказать Вам о психологии счастливого человека.
___Анализируя социальные связи, М. Аргайл показывает, что их высокая определяющая значимость для счастья обусловлена как психологической поддержкой, так и реальной жизненной помощью. Подчеркивая роль супружеских отношений, внутрисемейных и близких дружеских связей, автор отмечает их помощь человеку в противостоянии жизненным неурядицам, стрессу, благотворное воздействие на самооценку и т.д. На фоне этих видов человеческих взаимосвязей выделяются родственные связи, характер которых весьма своеобразен (возможна незначительная частота контактов, заметные расхождения жизненных ориентации и образа жизни родственников, возможное отсутствие осязаемой повседневной помощи, но, как правило, постоянная готовность оказать ее в случае необходимости и т.д.). В рамках констатирующего изучения социальных связей этот феномен не поддается адекватному объяснению; он явно не исчерпывается приводимым в книге предположением о том, что в основе устойчивости родственных связей может лежать некий аналог импринтинга. Очевидно, что для сохранения устойчивости и силы этих связей в условиях современной жизни действие стереотипов раннего детства не может быть определяющим, тем более что контакты ребенка с некоторыми членами родственного клана в ряде случаев полностью отсутствуют. По-видимому, родственные отношения значимы для индивида не как рядоположенные в числе других социальных связей, но как особый их вид, с которым связана специфическая форма человеческой общности. Она проявляется, в частности, в традициях семейного общения (семейные традиции), которые могут быть значимы не только и, возможно, не столько для межличностных отношений, сколько для сохранения некоторых жизненных норм и ориентиров. Тем самым эти связи могут выступать как социокультурный феномен, изолированный социально-психологический анализ которого может оказаться не в состоянии объяснить природу его влияния.
___Касаясь такого важного фактора удовлетворенности, как работа, М. Аргайл проводит глубокий анализ многочисленных данных, выделяет ряд источников удовлетворенности в этой области. В отличие от более ранних представлений о первоочередном значении внешних, внеличностных моментов, связанных в работой, прежде всего материального поощрения труда, многие исследования последнего времени выявляют ведущую роль внутренних, личностно значимых аспектов самой трудовой деятельности и ее психологического климата. Особое значение автор вполне обоснованно придает социокультурной традиции в сфере труда, получившей на Западе название «протестантская трудовая этика», в соответствии с которой труд выступает как одна из важнейших жизненных и религиозных ценностей. Правда, довольно значительное число людей, высказавших готовность расстаться с трудовой деятельностью при условии материального обеспечения, не служит аргументом в поддержку значимости этой жизненной ориентации (или же ее распространенности). Данные свидетельствуют о том, что для современного человека все более важными становятся психологические аспекты работы: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность и общественная ценность, эмоциональный фон и характер общения на работе и т.д.
___Следует, впрочем, оговориться: картина связи удовлетворенности с характеристиками работы, которую намечает автор, может значительно усложняться. Вовлеченность в процесс труда, интерес к нему не обязательно связан с субъективным переживанием удовлетворенности, как это следует из представленного в книге материала. Так, социолог М. Крозье, проводивший обследование конторских служащих Парижа, обнаружил, что работники, которые выразили наибольший интерес к своей работе, чаще других жаловались на нее (Crozier M. The world of the office worker. — Chicago, 1971з). Это обстоятельство, нашедшее подтверждение и в других исследованиях, дало основание известному американскому социологу К. Эриксону сделать вывод о том, что «есть достаточные причины предполагать, что связь между удовлетворенностью и производственной средой, мягко говоря, является весьма неопределенной» (Эриксон К. Труд и отчуждение//Социологические исследования. — 1988, № 3, с. 127). По сути дела, это обстоятельство тесно связано с феноменом отчуждения, то есть отделения человека от произведенного в результате его труда продукта, от цели и смысла конкретной, непосредственно-производительной деятельности. Необходимо учесть тонкое замечание К. Эриксона о том, что «вопросы, которые обычно задаются в исследовании удовлетворенности работой, являются слишком грубым инструментом для зондирования глубинных пластов психики, которые попали под разрушающее воздействие отчуждения» (Там же).
___Значение работы как фактора удовлетворенности жизнью особенно ярко выступает в сопоставлении с негативным влиянием безработицы, этого социального бича современного промышленно развитого общества. Автор показывает, насколько губительно его воздействие, связанное не только и не столько с материальными, сколько с социально-психологическими факторами — потерей социального статуса, сокращением человеческих контактов, «расползанием» времени, ростом психологической напряженности в семье и т. д. Не случайно именно безработные в более высокой степени подвержены психическим расстройствам и среди них особенно высок уровень самоубийств. В современных условиях проблема безработицы в той или иной степени затрагивает не только развитые капиталистические, но и социалистические страны. Анализ ее последствий, так ярко и убедительно проделанный М. Аргайлом, подводит к мысли о необходимости не только социальных, но и социально-психологических превентивных мер противостояния безработице, разработка которых становится важной задачей прикладной социологии и психологии.
___Интересны данные, касающиеся социальных различий общественных групп в удовлетворенности жизнью. Заметим, что автор пользуется непривычным для советского читателя инвентарем социальных категорий (см. гл. 5), основанным на уровне квалифицированности труда, — в западном обществе этот показатель во многом определяет и уровень дохода человека (впрочем, данные, связанные с уровнем обеспеченности, анализируются дополнительно). Наряду с уже упоминавшейся неоднозначностью влияния экономических факторов автор отмечает весьма значимое явление — высокую подверженность представителей рабочего класса нервному перенапряжению, стрессу и, соответственно, высокий уровень психических расстройств. Предлагаемое автором объяснение включает три фактора, из которых ведущим представляется высокий уровень стрессовых воздействий в повседневной жизни. Именно он способен формировать у человека тенденции фаталистического отношения к жизни, психологического ухода от трудностей, неадекватные реакции на жизненные затруднения, которые передаются и закрепляются в процессе ранней социализации в рабочей семье (второй названный М. Аргайлом фактор). Он может выступать и как неблагоприятный фон, обостряющий тенденцию к «сползанию» человека вниз по социальной лестнице, которое в свою очередь сопровождается усилением стрессовых воздействий (третий фактор). Данные о социальных различиях серьезно дополняют представления о диапазоне и характере реального социального расслоения современного западного общества. Проведенный автором анализ раскрывает научный инструментарий, с помощью которого можно изучать и учитывать социально-психологические особенности целостного образа жизни социальных групп. Эта задача особенно актуальна для нашей страны, где такого рода исследования помогут понять, а возможно, и преодолеть многие социальные неурядицы, возникающие в различных слоях общества.
___Касаясь такого важного фактора удовлетворенности, как работа, М. Аргайл проводит глубокий анализ многочисленных данных, выделяет ряд источников удовлетворенности в этой области. В отличие от более ранних представлений о первоочередном значении внешних, внеличностных моментов, связанных в работой, прежде всего материального поощрения труда, многие исследования последнего времени выявляют ведущую роль внутренних, личностно значимых аспектов самой трудовой деятельности и ее психологического климата. Особое значение автор вполне обоснованно придает социокультурной традиции в сфере труда, получившей на Западе название «протестантская трудовая этика», в соответствии с которой труд выступает как одна из важнейших жизненных и религиозных ценностей. Правда, довольно значительное число людей, высказавших готовность расстаться с трудовой деятельностью при условии материального обеспечения, не служит аргументом в поддержку значимости этой жизненной ориентации (или же ее распространенности). Данные свидетельствуют о том, что для современного человека все более важными становятся психологические аспекты работы: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность и общественная ценность, эмоциональный фон и характер общения на работе и т.д.
___Следует, впрочем, оговориться: картина связи удовлетворенности с характеристиками работы, которую намечает автор, может значительно усложняться. Вовлеченность в процесс труда, интерес к нему не обязательно связан с субъективным переживанием удовлетворенности, как это следует из представленного в книге материала. Так, социолог М. Крозье, проводивший обследование конторских служащих Парижа, обнаружил, что работники, которые выразили наибольший интерес к своей работе, чаще других жаловались на нее (Crozier M. The world of the office worker. — Chicago, 1971з). Это обстоятельство, нашедшее подтверждение и в других исследованиях, дало основание известному американскому социологу К. Эриксону сделать вывод о том, что «есть достаточные причины предполагать, что связь между удовлетворенностью и производственной средой, мягко говоря, является весьма неопределенной» (Эриксон К. Труд и отчуждение//Социологические исследования. — 1988, № 3, с. 127). По сути дела, это обстоятельство тесно связано с феноменом отчуждения, то есть отделения человека от произведенного в результате его труда продукта, от цели и смысла конкретной, непосредственно-производительной деятельности. Необходимо учесть тонкое замечание К. Эриксона о том, что «вопросы, которые обычно задаются в исследовании удовлетворенности работой, являются слишком грубым инструментом для зондирования глубинных пластов психики, которые попали под разрушающее воздействие отчуждения» (Там же).
___Значение работы как фактора удовлетворенности жизнью особенно ярко выступает в сопоставлении с негативным влиянием безработицы, этого социального бича современного промышленно развитого общества. Автор показывает, насколько губительно его воздействие, связанное не только и не столько с материальными, сколько с социально-психологическими факторами — потерей социального статуса, сокращением человеческих контактов, «расползанием» времени, ростом психологической напряженности в семье и т. д. Не случайно именно безработные в более высокой степени подвержены психическим расстройствам и среди них особенно высок уровень самоубийств. В современных условиях проблема безработицы в той или иной степени затрагивает не только развитые капиталистические, но и социалистические страны. Анализ ее последствий, так ярко и убедительно проделанный М. Аргайлом, подводит к мысли о необходимости не только социальных, но и социально-психологических превентивных мер противостояния безработице, разработка которых становится важной задачей прикладной социологии и психологии.
___Интересны данные, касающиеся социальных различий общественных групп в удовлетворенности жизнью. Заметим, что автор пользуется непривычным для советского читателя инвентарем социальных категорий (см. гл. 5), основанным на уровне квалифицированности труда, — в западном обществе этот показатель во многом определяет и уровень дохода человека (впрочем, данные, связанные с уровнем обеспеченности, анализируются дополнительно). Наряду с уже упоминавшейся неоднозначностью влияния экономических факторов автор отмечает весьма значимое явление — высокую подверженность представителей рабочего класса нервному перенапряжению, стрессу и, соответственно, высокий уровень психических расстройств. Предлагаемое автором объяснение включает три фактора, из которых ведущим представляется высокий уровень стрессовых воздействий в повседневной жизни. Именно он способен формировать у человека тенденции фаталистического отношения к жизни, психологического ухода от трудностей, неадекватные реакции на жизненные затруднения, которые передаются и закрепляются в процессе ранней социализации в рабочей семье (второй названный М. Аргайлом фактор). Он может выступать и как неблагоприятный фон, обостряющий тенденцию к «сползанию» человека вниз по социальной лестнице, которое в свою очередь сопровождается усилением стрессовых воздействий (третий фактор). Данные о социальных различиях серьезно дополняют представления о диапазоне и характере реального социального расслоения современного западного общества. Проведенный автором анализ раскрывает научный инструментарий, с помощью которого можно изучать и учитывать социально-психологические особенности целостного образа жизни социальных групп. Эта задача особенно актуальна для нашей страны, где такого рода исследования помогут понять, а возможно, и преодолеть многие социальные неурядицы, возникающие в различных слоях общества.
___
__________________________________________________________
P.S.
___Уважаемые читатели!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, предостерегая от множества проблем в повседневной жизни и на работе. В знак благодарности, прошу поддержать скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если причинить человеку зло, то оно возвращается очень скоро и значительно страшнее.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________