стереотипы по отношению к сложным социальным явлениям

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Счастье-Суть». В этот чудесный день я желаю рассказать Вам о психологии счастливого человека.
___Конкретный исследовательский материал нередко помогает по-новому взглянуть на многие оценочные штампы и стереотипы по отношению к сложным социальным явлениям. В частности, приведенные в книге данные побуждают к переосмыслению стереотипных представлений о социально-психологической роли религии. Распространена оценка религии как средства иллюзорного примирения с безжалостной жестокостью реального мира, высказанная К. Марксом в условиях капитализма прошлого столетия. Эта оценка религии как «опиума», то есть иллюзорного болеутолителя, нашла выражение и в противопоставлении мнимых и реальных жизненных идеалов счастья: «Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзии о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 415). Жизнь не стоит на месте. На протяжении полутора столетий менялись и само место религии в обществе, и социальные достижения людей в борьбе за свое действительное счастье. Реальная жизнь современного мира и, в частности, приведенные в книге данные исследований побуждают отказаться от односторонней жесткости оценок. В конце концов, следуя стереотипам однозначной социологизаторской критики, упрек в иллюзорно-компенсаторной роли можно адресовать и такой вполне светской сфере социально-психологической практики, как психотерапия, что иногда и делается наиболее прямолинейными критиками современного западного общества. В книге М. Аргайла нет попыток свести социальные функции религии к психотерапевтическому воздействию; вопрос о социально-психологическом воздействии религии рассматривается достаточно узко и целенаправленно и притом на несколько суженном материале, ограниченном лишь церковной формой христианской религиозности.
___Данные обследований свидетельствуют о благотворном влиянии религии на здоровье и — шире — на ощущение счастья в целом. С одной стороны, для этого имеется вполне ощутимая «материальная» основа: как отмечает автор, верующие в среднем значительно меньше курят, пьют, не вступают во внебрачные связи, что объясняет их меньшую подверженность ряду заболеваний, связанных с этими факторами. Социальная поддержка церкви, церковной общины — также вполне очевидный фактор противостояния стрессу. Наконец, внутренний мир и покой, который несет с собой вера, приносит душевное спокойствие, снижает напряженность, что в медицинском плане благоприятствует снижению кровяного давления. Однако у этих осязаемых явлений есть и внутренние, духовные основы — вероятно, к ним следует отнести замечание автора о свойственном верующим людям чувстве смысла и цели жизни. Чтобы понять их природу, нужно выяснить, какие жизненные потребности человека раскрываются и удовлетворяются в его обращении к религии, провести углубленный социально-психологический и культурологический анализ всей духовной жизни современного общества, включая искусство, религию, идеологию, которые еще ожидают внимательного и непредвзятого исследования.
___В обыденном сознании нередко бытует убеждение о том, что жизненную основу счастья составляет материальный достаток. В связи с этим немалый интерес представляют данные, свидетельствующие о том, что счастье не связано впрямую с уровнем материального благосостояния, — своеобразное опровержение бытового здравого смысла. Конечно, многим читателям эта мысль не покажется открытием. По словам современного философа, «наивным кажется допущение, что люди могли бы быть счастливы пропорционально доходам, хотя благосостояние считается фактором счастья» (Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. -М., 1981, с. 149). Однако и это утверждение, по сути дела, принадлежит к сфере здравого смысла-на этот раз не обыденного, а философского. Можно ли проверить это утверждение? Приводимые М. Аргайлом данные социологических и социально-психологических исследований говорят о том, что влияние дохода, да и материального благосостояния в целом, на удовлетворенность жизнью (то есть ее субъективную, а не философско-этическую оценку!) весьма невелико и за последние годы снижается (данные по США).
___Разумеется, выводы М. Аргайла не имеют ничего общего с умозрительными рассуждениями о главенстве духовных ценностей, тем более что упомянутые в книге опросы проводились отнюдь не среди философов. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что снижение значения материального благосостояния происходит на фоне роста уровня жизни в развитых западных странах. Эти данные заставляют критически отнестись к довольно распространенным представлениям о безудержном росте и едва ли не фетишистском характере потребительских устремлений в западном обществе. Более того, наш социальный опыт заставляет вспомнить мысль К. Маркса о том, что узкопотребительские ценностные ориентации могут порождаться не только богатством, но и бедностью: жаждущие вырваться из ее тисков люди боготворят материальные блага, видя в них единственное средство избавления от нищеты, зависимости, бесправия.
___Влияние экономических факторов, материальных условий на внутренний мир человека представляется определяющим не только обыденному сознанию. Однако проделанное в книге сопоставление данных показывает неоднозначную связь удовлетворенности жизнью с экономическими факторами. Во-первых, оказывается, что различия в удовлетворенности уровнем дохода заметны лишь при сравнении наиболее высокооплачиваемых категорий населения с низкооплачиваемыми категориями; в целом же значение этого фактора невелико. Во-вторых, такого рода связь практически не подтверждается сопоставлением данных по различным странам. И наконец, на примере США можно видеть, как рост благосостояния на протяжении последних трех десятилетий сопровождается общим снижением удовлетворенности жизнью. Таким образом, связь удовлетворенности с экономическими факторами как в их индивидуальном (доход), так и в усредненном, общенациональном выражении (национальный доход на душу населения) оказывается либо неожиданно слабой, либо противоречивой, парадоксальной. В чем истоки этих противоречий? Ответ на этот вопрос важен для понимания самой природы удовлетворенности жизнью. По-видимому, данные исследований не подводят к однозначному выводу, и автор оставляет вопрос открытым.
___Не задаваясь целью предлагать готовые объяснения, отметим возможные направления их поисков.
___Первая возможность — наиболее общего характера-связана с моделированием количественного соотношения удовлетворенности с любым из ее факторов, включая, в частности, экономические по аналогии с психофизическими закономерностями. Речь идет о законе Вебера — Фехнера, который описывает связь между величиной стимула и интенсивностью ощущений. Пользуясь им как аналогией, можно предположить, ? что при малых значениях удовлетворенности небольшое увеличение ее фактора (например, экономического) повлечет за собой заметный рост ее величины, тогда как при больших ее значениях (высокая удовлетворенность) для дальнейшего ее роста потребуются значительные изменения этого фактора (Такой подход к анализу факторов счастья был, в частности, предложен В. Татаркевичем в кн.: ТатаркевичВ. О счастье и совершенстве человека, с. 150). Разумеется, аналогию с психофизическим законом не следует применять буквально: имеет смысл использовать ее скорее для общей, качественной, чем для количественной, математически точной характеристики рассматриваемой связи. Можно предположить, что для каждого фактора аналогия будет работать в известных границах, за пределами которых его влияние будет меняться дискретным скачком.
___Другая возможность связана с расширением взгляда на экономические факторы. В современной социологии ведутся поиски целостного представления о социально-экономических процессах, разрабатываются модели качества жизни, в которых наряду с уровнем жизни (материальным достатком) входят такие показатели, как степень скученности населения, качество питания, уровень загрязнения окружающей среды и др (См.: Forrester J. World dynamics. -N.Y., 1971).
___Одновременный учет динамики этих показателей приводит к неожиданному выводу. Рост показателя уровня жизни (валовой национальный продукт на душу населения) может сопровождаться ростом скученности населения, загрязнения окружающей среды, нарастанием стрессовых нагрузок — иначе говоря, ухудшением качества жизни,-до тех пор пока эти тенденции не встречают противодействия в виде специальных мер социального регулирования (разработка таких мер ведется западными социологами в рамках концепции «органического роста» общественного производства). В этом свете вполне объяснимым становится и парадокс снижения удовлетворенности жизнью в целом, отмеченный западными исследователями.
___
__________________________________________________________
P.S.
___Уважаемые читатели!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, предостерегая от множества проблем в повседневной жизни и на работе. В знак благодарности, прошу поддержать скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если причинить человеку зло, то оно возвращается очень скоро и значительно страшнее.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Психология счастливого человека. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *