___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Счастье-Суть». В этот чудесный день я желаю рассказать Вам о психологии счастливого человека.
___Характер выбора досуговой деятельности можно описать, исходя из представления о самооценке как факторе мотивации. Стремясь к повышению самооценки, человек выбирает те виды деятельности (индивидуальной или совместной), которые обеспечивают «ситуацию успеха», создают положительную стимуляцию компетентности. Это укрепляет веру человека в свои силы, повышает его статус в глазах окружающих, что в свою очередь благоприятствует поддержанию самооценки. Кажущийся парадоксальным выбор видов отдыха, связанных с риском (например, альпинизм), также может объясняться стремлением к раскрытию и утверждению возможностей личности. Такой выбор делается достаточно редко и в статистическом отношении не характерен для общей картины досуга (возможно, по этой причине он практически не упоминается в книге); однако его изучение может оказаться важным для понимания характера личностных устремлений. Вопрос об истоках добровольного выбора тех или иных видов деятельности в книге остается открытым, а предлагаемые автором «теории досуга»-скорее описательными, чем объяснительными.
___Не затронут автором и еще более общий, по сути дела, фундаментальный вопрос о характере и истоках выбора жизненного пути. Материал книги дает несколько усредненную картину жизни в обычных обстоятельствах. Однако немалое число людей по доброй воле ставят себя в неординарные, тяжелые жизненные условия (это, разумеется, не способствует проведению социологических опросов или психологических обследований). Например, так обычно происходит с теми, кто видит счастье в служении идеалам добра, справедливости, защиты прав человека и ради этого бывает вынужден отказаться от личного благополучия, а иногда и от элементарных жизненных благ, рисковать здоровьем и даже самой жизнью. Что побуждает человека искать парадоксальные, «запредельные» пути к счастью? Книга отвечает не на все вопросы, и это, пожалуй, вполне естественно. И все же заметим, что возникающие при чтении вопросы последовательно подводят нас к проблеме жизненных потребностей человека. В рамках книги эта проблема специально не рассматривается. Однако к ее анализу побуждает поиск внутренних основ, сущности счастья.
___Когда исследование показывает высокую внутреннюю мотивацию того или иного вида деятельности,-удовольствие от самого процесса, от той атмосферы, в которой происходит деятельность, будь то увлекательный труд или способ проведения досуга, — возникает вопрос о природе этой притягательности. По ходу изложения автор не раз предлагает частные объяснительные модели для отдельных связей между факторами. Обращение к общей модели потребностей может послужить не только для более широкого объяснения, но и для более широкого прогноза. Речь идет не о дихотомическом разграничении потребностей на материальные и духовные, биологические и социальные и т. п. — такие категории удобны скорее для общего обозначения, чем для углубленного анализа. Впрочем, непродуктивным оказывается и обращение к перечням конкретных потребностей — разными авторами в разное время было предложено более сотни различных классификаций.
___Плодотворным может оказаться поиск более емкой содержательной модели, в которой выделяются обобщенные категории, классы потребностей. Интересно, что при всем многообразии моделей и классификаций в них можно проследить иерархическое восхождение от витальных (жизненных, биологических) потребностей к социальным и идеальным (познавательно творческим). Продуктивно и функциональное разграничение потребностей сохранения и развития человека как индивида и как члена социальной группы.
___В книге М. Аргайла вскользь упоминается популярная в западной науке модель базовых потребностей, выдвинутая одним из лидеров «гуманистической психологии», известным американским психологом А. Маслоу. Остановимся на ней подробнее. В этой концепции «выделяется несколько групп основополагающих («базовых») потребностей, которые образуют иерархическую систему. 1) Физиологические потребности — в пище, сне, жилище, воспроизводстве и т. д. Не будучи удовлетворены, эти потребности определяют все поведение человека. 2) Потребности в безопасности — в спокойствии, защите от зла, включая гарантию будущего удовлетворения физиологических потребностей. 3) Потребности в общности — принадлежности к сообществу людей, социальной группе; в привязанности (расположении), любви. 4) Потребность в уважении — самоуважении, положительной, высокой оценке окружающих, «значимых других». 5) Потребность в самоактуализации — таком «открытии своей идентичности, своего подлинного Я», таком «полном, живом и бескорыстном переживании» своего бытия, в ходе которого человек стремится раскрыть, актуализировать заложенные в нем возможности, быть тем, чем он может стать. Высшие, подлинно человеческие («гуманоидные») потребности проявляются в стремлении человека к высшим, «бытийным» ценностям — добру, истине, совершенству, красоте.
___Теория А. Маслоу активно используется в научном арсенале психологии, но не потому, что она дает окончательную картину соподчинения потребностей, их иерархии (этот вопрос еще остается открытым); ее ценность в том, что она охватывает в единой описательной схеме широкий спектр разноплановых потребностей, включая те, которые выходят за пределы первичных базовых нужд и связаны с самореализацией, личностным развитием (они получили название метапотребностей). Дефицит самореализации лежит в истоках многих психологических проблем, возникающих в условиях внешнего благополучия (так называемая метапатология). Говоря иначе, речь идет о потребностях в смысле и целях жизни (Фундаментальная роль потребности человека в ощущении смысла своей жизни и деятельности глубоко раскрыта в работах известного австрийского психолога и психотерапевта В. Франкла, создавшего новое направление в психотерапии — логотерапию (от греч. «логос» — смысл)). Их влияние на удовлетворенность можно кратко описать словами Ф. Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Обращение к высшим потребностям необходимо для того, чтобы не только лучше понимать воздействие тех или иных факторов, но и активно искать пути преодоления кризисных состояний человека на пути развития и творческого самовыражения личности. Анализ смысла и целей жизни как содержательной основы счастья мог бы стать задачей специальных исследований и послужить темой еще не одной книги.
___Сопоставление приведенных М. Аргайлом данных с представлениями о человеческих потребностях, которое читателю предстоит при желании проделать самостоятельно, может дать немало интересных выводов и предположений о природе влияния конкретных факторов счастья.
___Не затронут автором и еще более общий, по сути дела, фундаментальный вопрос о характере и истоках выбора жизненного пути. Материал книги дает несколько усредненную картину жизни в обычных обстоятельствах. Однако немалое число людей по доброй воле ставят себя в неординарные, тяжелые жизненные условия (это, разумеется, не способствует проведению социологических опросов или психологических обследований). Например, так обычно происходит с теми, кто видит счастье в служении идеалам добра, справедливости, защиты прав человека и ради этого бывает вынужден отказаться от личного благополучия, а иногда и от элементарных жизненных благ, рисковать здоровьем и даже самой жизнью. Что побуждает человека искать парадоксальные, «запредельные» пути к счастью? Книга отвечает не на все вопросы, и это, пожалуй, вполне естественно. И все же заметим, что возникающие при чтении вопросы последовательно подводят нас к проблеме жизненных потребностей человека. В рамках книги эта проблема специально не рассматривается. Однако к ее анализу побуждает поиск внутренних основ, сущности счастья.
___Когда исследование показывает высокую внутреннюю мотивацию того или иного вида деятельности,-удовольствие от самого процесса, от той атмосферы, в которой происходит деятельность, будь то увлекательный труд или способ проведения досуга, — возникает вопрос о природе этой притягательности. По ходу изложения автор не раз предлагает частные объяснительные модели для отдельных связей между факторами. Обращение к общей модели потребностей может послужить не только для более широкого объяснения, но и для более широкого прогноза. Речь идет не о дихотомическом разграничении потребностей на материальные и духовные, биологические и социальные и т. п. — такие категории удобны скорее для общего обозначения, чем для углубленного анализа. Впрочем, непродуктивным оказывается и обращение к перечням конкретных потребностей — разными авторами в разное время было предложено более сотни различных классификаций.
___Плодотворным может оказаться поиск более емкой содержательной модели, в которой выделяются обобщенные категории, классы потребностей. Интересно, что при всем многообразии моделей и классификаций в них можно проследить иерархическое восхождение от витальных (жизненных, биологических) потребностей к социальным и идеальным (познавательно творческим). Продуктивно и функциональное разграничение потребностей сохранения и развития человека как индивида и как члена социальной группы.
___В книге М. Аргайла вскользь упоминается популярная в западной науке модель базовых потребностей, выдвинутая одним из лидеров «гуманистической психологии», известным американским психологом А. Маслоу. Остановимся на ней подробнее. В этой концепции «выделяется несколько групп основополагающих («базовых») потребностей, которые образуют иерархическую систему. 1) Физиологические потребности — в пище, сне, жилище, воспроизводстве и т. д. Не будучи удовлетворены, эти потребности определяют все поведение человека. 2) Потребности в безопасности — в спокойствии, защите от зла, включая гарантию будущего удовлетворения физиологических потребностей. 3) Потребности в общности — принадлежности к сообществу людей, социальной группе; в привязанности (расположении), любви. 4) Потребность в уважении — самоуважении, положительной, высокой оценке окружающих, «значимых других». 5) Потребность в самоактуализации — таком «открытии своей идентичности, своего подлинного Я», таком «полном, живом и бескорыстном переживании» своего бытия, в ходе которого человек стремится раскрыть, актуализировать заложенные в нем возможности, быть тем, чем он может стать. Высшие, подлинно человеческие («гуманоидные») потребности проявляются в стремлении человека к высшим, «бытийным» ценностям — добру, истине, совершенству, красоте.
___Теория А. Маслоу активно используется в научном арсенале психологии, но не потому, что она дает окончательную картину соподчинения потребностей, их иерархии (этот вопрос еще остается открытым); ее ценность в том, что она охватывает в единой описательной схеме широкий спектр разноплановых потребностей, включая те, которые выходят за пределы первичных базовых нужд и связаны с самореализацией, личностным развитием (они получили название метапотребностей). Дефицит самореализации лежит в истоках многих психологических проблем, возникающих в условиях внешнего благополучия (так называемая метапатология). Говоря иначе, речь идет о потребностях в смысле и целях жизни (Фундаментальная роль потребности человека в ощущении смысла своей жизни и деятельности глубоко раскрыта в работах известного австрийского психолога и психотерапевта В. Франкла, создавшего новое направление в психотерапии — логотерапию (от греч. «логос» — смысл)). Их влияние на удовлетворенность можно кратко описать словами Ф. Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Обращение к высшим потребностям необходимо для того, чтобы не только лучше понимать воздействие тех или иных факторов, но и активно искать пути преодоления кризисных состояний человека на пути развития и творческого самовыражения личности. Анализ смысла и целей жизни как содержательной основы счастья мог бы стать задачей специальных исследований и послужить темой еще не одной книги.
___Сопоставление приведенных М. Аргайлом данных с представлениями о человеческих потребностях, которое читателю предстоит при желании проделать самостоятельно, может дать немало интересных выводов и предположений о природе влияния конкретных факторов счастья.
___
__________________________________________________________
P.S.
___Уважаемые читатели!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, предостерегая от множества проблем в повседневной жизни и на работе. В знак благодарности, прошу поддержать скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если причинить человеку зло, то оно возвращается очень скоро и значительно страшнее.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________