___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Счастье-Суть». В этот чудесный день я желаю рассказать Вам о психологии счастливого человека.
___Впрочем, не исключено, что здесь мы сталкиваемся с более общим противоречием развития человеческого общества. Еще в прошлом столетии Э. Дюркгейм обратил внимание на динамику роста уровня самоубийств, видя в ней противоречие с представлением о росте благоденствия и счастья людей по мере развития цивилизации. Это расхождение отмечал и известный русский и американский социолог П. А. Сорокин в своих размышлениях о возможности рассматривать счастье как мерило общественного прогресса.
___В книге М. Аргайла нет прямого объяснения этого противоречия, проследить которое можно и в условиях современного общества. В этой связи интересен вывод о том, что счастье не является прямой противоположностью несчастья. Иначе говоря, переживание высокой удовлетворенности жизнью не исключает возможности интенсивных и даже острых отрицательных переживаний. Это означает, что при общем повышении удовлетворенности жизнью возможно усиление разрыва, перепада между полюсами счастья и несчастья — и в жизни отдельного человека, и в жизни общества. А это в свою очередь подводит нас к выводу о том, что счастье (впрочем, так же как и несчастье) можно рассматривать как один из показателей социального развития, хотя и не как единственный его критерий. Конечно, это обстоятельство еще не дает окончательного ответа на названную проблему. Скорее оно побуждает к более глубокому анализу как социально-психологического феномена переживаний счастья и несчастья, так и социологического феномена общественного прогресса.
___Автор описывает еще одно противоречивое явление. В тех случаях, когда люди неожиданно богатеют (например, выигрывая крупные суммы по футбольному тотализатору), они в среднем не становятся намного счастливее. Усложнение или прямое ухудшение отношений с соседями и родственниками, перемена работы, заметное улучшение условий жилья и отдыха, но одновременно с этим разрыв многих человеческих связей — все это осложняет жизненную ситуацию, образ жизни в целом. Таким образом, взаимодействие различных факторов, сколь бы противоречивым оно ни было, поддается обобщению, сводится к картине образа жизни как отдельного человека, так и социальной группы.
___Противоречия, связанные с ростом благосостояния, показывают также, что не следует ограничиваться линейным, однонаправленным анализом отдельных связей. Выход за их пределы, построение более сложной, объемной концепции образа и качества жизни и анализ их динамики помогут преодолению скрытых ошибок здравого смысла — как в обыденном, так и в научном проявлениях.
___И наконец, еще одна модель общего порядка, которую предлагает сам автор. В ней удовлетворенность жизнью определяется величиной разрыва между устремлениями человека и его реальными достижениями. Исходя из этой модели, можно предположить, что повышение уровня жизни влечет за собой быстрый рост ожиданий и устремлений, намного опережающий реальные жизненные достижения людей; возрастание разрыва между ожиданиями и реальными достижениями ведет к снижению удовлетворенности жизнью. Модель достаточно хорошо описывает общую картину явления, однако оставляет открытым ряд важных вопросов: какова природа устремлений? в чем их источник? на что они направлены? Поиск ответов на эти вопросы неизбежно приводит нас к проблеме человеческих потребностей, которой мы коснемся ниже.
___Проделанный М. Аргайлом анализ исследовательского материала подводит нас к идее приоритетных, наиболее значимых факторов (источников) удовлетворенности. Идея эта в общем виде высказывалась еще Аристотелем, который, разбирая логику человеческих предпочтений, проницательно подмечал: «Предпочтительнее то, что само по себе более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы; например, дружба предпочтительнее богатства… а справедливость — силы. Ибо первые сами по себе чтимы и достойны похвалы, а вторые не сами по себе, а ради чего-то другого. В самом деле, никто не ценит богатство ради богатства, а ценят его ради чего-то другого, дружба же сама по себе ценится, даже если ничего другого мы от нее иметь не намерены». Однако в то время, как логика и логически обоснованная этика античного мыслителя подмечают существование жизненных предпочтений и опираются на них, задача современного психолога не только выявить и описать эти предпочтения, но и прояснить их природу.
___В рамках подхода, принятого М. Аргайлом, попытки установить обусловленность счастья делаются на основе статистического анализа эмпирических данных. Трудность такого подхода состоит в том, что обнаружить и описать корреляционные связи еще не значит установить их направленность, выявить причинно-следственные зависимости, и эту трудность автору удается преодолеть лишь частично. Разумеется, основная сложность заключена в самом предмете изучения, в трудно уловимости или же явной неоднозначности различных факторов и их воздействия.
___Вопрос о связи факторов возникает перед читателем и в тех случаях, когда автор не ставит его специально, — так происходит, например, в главе, посвященной досугу. М. Аргайл обращает внимание на то, что досуговая деятельность является внутренне мотивированной и в отличие от других видов деятельности избирается человеком свободно. Поэтому анализ ее содержания представляет особый интерес. В числе прочих автор выделяет такую характерную черту досуга как приобретение и развитие знаний и умений, а также такие виды досуговой деятельности, которые способствуют самоутверждению личности в собственных глазах, в том числе через самопрезентацию, проявление индивидуальности, утверждение своего неформального статуса в ситуациях досугового общения.
___В книге М. Аргайла нет прямого объяснения этого противоречия, проследить которое можно и в условиях современного общества. В этой связи интересен вывод о том, что счастье не является прямой противоположностью несчастья. Иначе говоря, переживание высокой удовлетворенности жизнью не исключает возможности интенсивных и даже острых отрицательных переживаний. Это означает, что при общем повышении удовлетворенности жизнью возможно усиление разрыва, перепада между полюсами счастья и несчастья — и в жизни отдельного человека, и в жизни общества. А это в свою очередь подводит нас к выводу о том, что счастье (впрочем, так же как и несчастье) можно рассматривать как один из показателей социального развития, хотя и не как единственный его критерий. Конечно, это обстоятельство еще не дает окончательного ответа на названную проблему. Скорее оно побуждает к более глубокому анализу как социально-психологического феномена переживаний счастья и несчастья, так и социологического феномена общественного прогресса.
___Автор описывает еще одно противоречивое явление. В тех случаях, когда люди неожиданно богатеют (например, выигрывая крупные суммы по футбольному тотализатору), они в среднем не становятся намного счастливее. Усложнение или прямое ухудшение отношений с соседями и родственниками, перемена работы, заметное улучшение условий жилья и отдыха, но одновременно с этим разрыв многих человеческих связей — все это осложняет жизненную ситуацию, образ жизни в целом. Таким образом, взаимодействие различных факторов, сколь бы противоречивым оно ни было, поддается обобщению, сводится к картине образа жизни как отдельного человека, так и социальной группы.
___Противоречия, связанные с ростом благосостояния, показывают также, что не следует ограничиваться линейным, однонаправленным анализом отдельных связей. Выход за их пределы, построение более сложной, объемной концепции образа и качества жизни и анализ их динамики помогут преодолению скрытых ошибок здравого смысла — как в обыденном, так и в научном проявлениях.
___И наконец, еще одна модель общего порядка, которую предлагает сам автор. В ней удовлетворенность жизнью определяется величиной разрыва между устремлениями человека и его реальными достижениями. Исходя из этой модели, можно предположить, что повышение уровня жизни влечет за собой быстрый рост ожиданий и устремлений, намного опережающий реальные жизненные достижения людей; возрастание разрыва между ожиданиями и реальными достижениями ведет к снижению удовлетворенности жизнью. Модель достаточно хорошо описывает общую картину явления, однако оставляет открытым ряд важных вопросов: какова природа устремлений? в чем их источник? на что они направлены? Поиск ответов на эти вопросы неизбежно приводит нас к проблеме человеческих потребностей, которой мы коснемся ниже.
___Проделанный М. Аргайлом анализ исследовательского материала подводит нас к идее приоритетных, наиболее значимых факторов (источников) удовлетворенности. Идея эта в общем виде высказывалась еще Аристотелем, который, разбирая логику человеческих предпочтений, проницательно подмечал: «Предпочтительнее то, что само по себе более прекрасно, более чтимо и более достойно похвалы; например, дружба предпочтительнее богатства… а справедливость — силы. Ибо первые сами по себе чтимы и достойны похвалы, а вторые не сами по себе, а ради чего-то другого. В самом деле, никто не ценит богатство ради богатства, а ценят его ради чего-то другого, дружба же сама по себе ценится, даже если ничего другого мы от нее иметь не намерены». Однако в то время, как логика и логически обоснованная этика античного мыслителя подмечают существование жизненных предпочтений и опираются на них, задача современного психолога не только выявить и описать эти предпочтения, но и прояснить их природу.
___В рамках подхода, принятого М. Аргайлом, попытки установить обусловленность счастья делаются на основе статистического анализа эмпирических данных. Трудность такого подхода состоит в том, что обнаружить и описать корреляционные связи еще не значит установить их направленность, выявить причинно-следственные зависимости, и эту трудность автору удается преодолеть лишь частично. Разумеется, основная сложность заключена в самом предмете изучения, в трудно уловимости или же явной неоднозначности различных факторов и их воздействия.
___Вопрос о связи факторов возникает перед читателем и в тех случаях, когда автор не ставит его специально, — так происходит, например, в главе, посвященной досугу. М. Аргайл обращает внимание на то, что досуговая деятельность является внутренне мотивированной и в отличие от других видов деятельности избирается человеком свободно. Поэтому анализ ее содержания представляет особый интерес. В числе прочих автор выделяет такую характерную черту досуга как приобретение и развитие знаний и умений, а также такие виды досуговой деятельности, которые способствуют самоутверждению личности в собственных глазах, в том числе через самопрезентацию, проявление индивидуальности, утверждение своего неформального статуса в ситуациях досугового общения.
___
__________________________________________________________
P.S.
___Уважаемые читатели!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, предостерегая от множества проблем в повседневной жизни и на работе. В знак благодарности, прошу поддержать скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если причинить человеку зло, то оно возвращается очень скоро и значительно страшнее.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________